Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Автомобиль МАЗ-5335 Высоцкий М. С, Гилелес Л. X., Херсонский С. Г.

Механизм газораспределения

Особенностью конструкции газораспределительного механизма двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 является применение качающихся толкателей, снабженных роликами 20 (см.  18).

Каждый цилиндр имеет два клапана — один впускной 18, другой выпускной 22. Клапаны перемещаются в металлокерамических направляющих втулках 17 при помощи кулачков распределительного вала через роликовые толкатели.

Распределительный вал размещен в средней части блока и приводится во вращение от коленчатого вала двигателя парой цилиндрических шестерен 3 я 4 ( 20) со спиральным зубом. Боковой зазор в зацеплении находится в пределах от 0,09 до 0,22 мм. Положение шестерен между собой определено метками, выбитыми на их торцах. Распределительный вал изготовлен из стали 45. Он имеет опорные шейки диаметром 54 z°o% мм(ЯМЗ-326-четыре шейки, ЯМЗ-238 — пять).

Профиль впускных и выпускных кулачков неодинаковый. Поверхности опорных шеек и кулачков вала подвергнуты закалке токами высокой частоты на глубину от 2 до 5   мм  до   твердости   HRC   52—56.

На переднем конце вала имеется ступица со шпоночной канавкой для установки распределительной шестерни. На резьбовом конце вала сделаны две лыски для фиксации стопорной гайки шестерни.

Ограничение осевых перемещений вала в пределах от 0,121 до 0,265 мм обеспечивается упорным фланцем, изготовленным из листовой стали 65Г и закаленным до твердости HRC 40—45. Упорный фланец  устанавливают   между   шестерней и передней опорной шейкой вала и крепят к переднему торцу блока цилиндров двумя болтами. Болты законтрены от самоотворачивания стопорными шайбами. Упорный фланец одновременно предохраняет от выпадания оси толкателей.

Для обеспечения пульсирующего потока масла к механизмам привода клапанов в передней опорной шейке просверлено сквозное отверстие диаметром 4 мм.

Статья размещена в рубрике: Автомобиль МАЗ-5335 и его модификации