Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Ремонт легковых автомобилей Рютман X, Я.

Притирка

Притиркой называется точная доводочная операция, вследствие которой получают герметичные или плотно движущиеся соединения. Металл снимается мелкозернистыми абразивными порошками или пастами, которые наносятся непосредственно на притираемые поверхности или на инструменты, называемые притирами. В ремонте автомобилей первый способ применяется при притирке клапанов двигателя, причем каждый клапан двигателя должен оставаться в свое притертом седле. Вторым способом притирают тормозные цилиндры.

Притиры могут быть плоскими ( 69, а, г), с внутренней цилиндрической поверхностью ( 69, б), с наружной цилиндрической  поверхностью   (  69,  в)   и  коническими   (  69,  д).

Чтобы абразивные частицы удерживались в притире, их изготовляют из более мягкого материала, чем обрабатываемая деталь. Для этого годится серый чугун, медь, мягкая сталь, свинец, твердое дерево и другие материалы. Предварительные притиры изготовляют из более мягкого материала (медь, сурьма), чтобы связать более крупный абразив. На их поверхности прорезают канавки глубиной 1...2 мм. Притиры для окончательной обработки делают гладкими и обычно из чугуна, который связывает только тонкий абразив. Свинцовые и деревянные притиры придают обрабатываемой поверхности блеск.

Абразивные материалы делятся на твердые и мягкие порошки. Твердость первых (корунд, наждак, карборунд) выше твердости закаленной стали, а мягких (окись хрома, крокус, алюминий, венская известь) — ниже. Порошки различаются и по зернистости. В ходе притирки крупнозернистый порошок заменяется последовательно порошками меньшей зернистости. Широко известны мягкие притирочные пасты ГОИ. Их состав различают по цвету. Грубые пасты имеют светло-зеленый, средние — темно-зеленый и тонкие — зеленовато-черный цвет. Последние являются лучшим абразивным материалом для окончательной притирки. Для паст ГОИ применяют стеклянные притиры. В случае надобности   можно  и  самому  изготовить  абразивный   порошок.  Для

этого в ступке размельчают в порошок куски наждачного круга, просеивают его через тонкое сито (капроновый чулок).

Статья размещена в рубрике: TO легковых автомобилей