Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Ремонт легковых автомобилей Рютман X, Я.

Ремонт кривошипно-шатунного механизма

Блоки цилиндров изготовлены из алюминиевых сплавов, серого и легированного чугуна. Крышки постелей коренных подшипников обработаны вместе с блоком и поэтому между собой невзаимозаменяемы.

Трещины блока заделывают сваркой, пайкой или клеевыми композициями. Если требуется обеспечить жесткость блока, то трещину заваривают или запаивают. Перед заваркой трещины чугунного блока находят се концы  и там  просверливают отверстия диаметром 4...5 мм. Трещину разделывают V-образно на глубину 2/3 толщины стенки. Это удобно делать наждаком с гибким валом. Если последующая механическая обработка шва не требуется, то сваривают электродами ЦЧ-4, ОВЧ-1 или АНЧ-1. Обрабатываемый шов можно получить электродами МНЧ-1 и ПАНЧ-11. Неплохие результаты дает и пайка твердыми припоями ЛОК и ДОМНА. Нагревают газовой горелкой. Так как температура пайки достигает только 700...750 °С, то чугун не отбеливается, блок практически не деформируется и опасность возникновения трещин невелика. Шов получается при этом достаточно прочным и легко обрабатываемым. Целесообразно паять трещины, проходящие в посадочные места гильз.

Алюминиевые блоки ремонтируют аргонно-дуговой сваркой, а в случае отсутствия таковой дуговой сваркой электродами ОЗА. Разделанную трещину очищают вокруг нее на ширине 15...20 мм. Блок нагревают до температуры 300 °С. Если нагревательной печи нет, то область трещины предварительно нагревают пламенем газовой горелки. После сварки блок медленно охлаждают, закрывая шов листовым асбестом.

Трещины рубашки охлаждения можно заделать эпоксидным клеем. Концы трещины предварительно засверливают и саму трещину разделывают l'-образно на глубину 2/3 толщины стенки. Кромки трещины очищают до металлического блеска на ширину 25...30 мм. Для лучшего сцепления клея с металлом поверхность должна быть шероховатой. Перед нанесением клея поверхность обезжиривают ацетоном или неэтилированным бензином. Первый, гонкий слой клея тщательно вдавливается шпателем в трещину. Затем трещину и кромки ее покрывают вторым слоем толщиной примерно 4 мм на ширину 10...15 мм. Для увеличения прочности клей армируют стеклотканью или каким-нибудь другим неплотным материалом (мешковиной, марлей). Герметичность водяной рубашки проверяют опрессовкой водой под давлением 0,4 МПа  (4 кгс/см2).

Статья размещена в рубрике: TO легковых автомобилей