Ремонт и реконструкция домов и квартир
Водоснабжение и гидроизоляция

Пользовательского поиска

Лепка в доме и квартире - А.М. Шепелев

Глава 11. Лепка моделей из глины

 84. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Лепка является одной из самых продолжительных операций, требующих особого внимания во время выполнения работы. Лепка изделий с простым или сложным орнаментом или модели из пластичного материала — творческий процесс и описать все тонкости его выполнения очень трудно. Тем не менее мы постараемся дать основные приемы выполнения лепки.

Существуют два ряда пластической передачи изображения: рельеф и массив. Рельеф подразделяется на два вида плоской лепки: горельеф и барельеф.

Горельеф — скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема, а барельеф — менее чем на половину объема изображенного предмета. Например, если разрезать яблоко пополам и приложить одну его половину к доске, это будет горельеф, а если от этой половины отрезать хотя бы тоненькую часть, то это будет барельеф. Горельеф всегда массивнее и линии его резче. Барельеф менее массивен и линии у него мягче, чем у горельефа. Горельеф обычно делают в местах, где он будет рассматриваться в отдаленности, а барельеф делают в местах, осматриваемых с близкого расстояния.

Высота рельефа для горельефа и барельефа является делом вкуса мастера и местонахождения лепного изделия.

Массивами называются бюсты и фигуры. Они объемные, а не плоские. Массивы передают полное пластическое изображение с сохранением всех форм, которые есть в натуре, т. е. оригинала.

Массив лучше всего передает жизненность любой вещи. Лепить массив гораздо труднее, чем плоские фигуры, потому что у плоских фигур меньше объемности и лепных деталей.

Лепку следует начинать с самых простых изделий, постепенно переходя к более сложным.

Самый простой в выполнении — геометрический орнамент. Научившись лепить такой орнамент, легко освоить и другие, более сложные орнаменты. В первую очередь необходимо лепить отдельные элементы или части, а не сразу все изделие. Впоследствии каждому станет ясно, что сложный орнамент состоит из отдельных элементов, частей или деталей.

Лепку лучше всего начинать с модели или оргинала в натуральную величину. Размеры лепных изделий на первых порах должны быть не очень мелкие, так как мелкие изделия требуют большого умения, навыков и более уверенной руки. Неудобны для начинающих и очень крупные изделия, так как их труднее охватить и подметить допущенные неточности.

При лепке скульптуры высота рельефа должна быть для первого раза не выше 10...25 мм, а высота изделия — не более 60...70 см.

Самым верным и главным инструментом лепщика или скульптора при работе с глиной являются пальцы рук. Поэтому в первую очередь надо научиться работать руками. При лепке прежде всего пальцами рук придают лепимому изделию основную форму. Работают пальцами поразному: в одном случае пользуются одним пальцем, в другом — двумя, уплотняя, выравнивая и намазывая глину. Иногда работают одной рукой, иногда — двумя.

При окончательной проработке используют стеки. Стеком с наконечником снимают излишки глины, для этого стек приставляют к лепимому изделию, слегка нажимают на него и ведут в нужную сторону, снимая тонкую стружку (слой) глины. При необходимости толщину стружки увеличивают. Окончательную доработку изделия выполняют преимущественно деревянными стеками. Работают стеками различно: в одном случае стек держат одной рукой, как карандаш, в другом поддерживают его левой рукой.

Глину накладывают обеими руками, т. е. десятью пальцами. Указать все способы работы руками и стеками невозможно, потому что каждый мастер имеет свой стиль работы.

Статья размещена в рубрике: Лепка в доме и квартире