Столярные, печные, малярные работы
Изготовление лестниц и оград

Пользовательского поиска

Технология малярных работ - Е.Д. Белоусов

30. Цвет в лакокрасочных покрытиях

Для малярных работ применяют высокодисперсные вещества — пигменты, не растворимые в воде и пленкообразующем. Все пигменты делят на две группы — ахроматические и хроматические. Ахроматические пигменты подразделяют на белые, черные и промежуточные серые. Хроматические   пигменты   так   же,   как   и   цвета   спектра,   характеризуются   тремя свойствами:

цветовым тоном — способностью пигментов к избирательному поглощению цветовых излучений с различной длиной волн;

светлотой, определяемой степенью отражения света, падающего на цветную поверхность;

насыщенностью или чистотой цвета пигмента, устанавливаемой сравнением с ахроматическим тоном, равным ему по светлоте.

Цветовой круг для смешения красок. При смешении красок, применяемых при приготовлении малярных окрасочных составов (колеров), пользуются цветовым кругом, в котором три основных цвета — красный, желтый и синий — расположены в вершинах треугольника, обведенного жирной линией ( 69) (см. цв. вклейку). Внутри цветового круга расположен ахроматический круг соответствующей светлоты.

В цветовом круге между основными цветами располагают промежуточные, которые могут быть получены в результате смешения основных: оранжевый от смешения красного и желтого, зеленый — желтого и синего, фиолетовый — синего и красного. Полученные три цвета, объединенные треугольником из пунктирных линий, называют составными. Между основными и составными цветами можно разместить еще некоторое число смешанных, которые получаются в результате смешения- рядом стоящих цветовых тонов. Между желтым и зеленым расположится желто-зеленый, зеленым и синим — сине-зеленый, синим и фиолетовым — сине-фиолетовый, фиолетовым и красным — красно-фиолетовый. В результате смешения трех основных цветовых тонов — красного, желтого и синего — получится круг из 12 цветовых тонов. При дальнейшем смешении можно составить цветовой круг из 24 цветовых тонов и более.

Если отсутствует один из основных цветов, например красный, приготовление двух третей окрасочных составов, расположенных влево и вправо от красного цвета, невозможно.

При приготовлении колеров необходимо знать, что пигменты отклоняются по чистоте тона от спектральных цветов, поэтому и результаты смешения будут зависеть от чистоты и цветового тона используемых пигментов. Так, при смешении крона лимонного с синим ультрамарином получится зелень тусклого грязноватого цвета. Недостаточно яркая зелень получается, если лазурь смешать вместо крона лимонного с кроном желтым. Только пигменты, обладающие достаточной чистотой и определенным цветовым тоном — желтым (крон лимонный), голубовато-синим (лазурь) и красным (пигмент красный), — позволяют подбирать кодеры разнообразных цветов, дающих при смешении промежуточные цвета с достаточной чистотой тона.

Разбелы и затемнения. При окраске зданий редко применяют так называемые цельные колеры, в которых использована только хроматическая гамма цветных пигментов. Обычно пользуются светлыми колерами, разбеленными при водных окрасках мелом, известью, иногда каолином, а при неводных — смешанными с различными белилами (цинковыми, титановыми, литопонными).

Применение светлых разбеленных окрасочных составов объясняется несколькими причинами. Чем светлее поверхности, тем больше они отражают света, следовательно, больше освещенность помещений. Поверхности, окрашенные разбеленными составами, создают сочетания спокойных гармоничных цветов, не утомляющих зрение.

Не все пигменты в одинаковой степени сохраняют свой цветовой тон при   разбелах.   Например,   лазурь   сохраняет   свой   цветовой   оттенок   при разбелах 1 : 1023, 1 : 2047 и даже выше. Охра же становится малозаметной при разбеле 1:15.

Приготовляя колер, не всегда прибегают к разбеливанию его. Иногда колер нужно затемнить, т. е. добавить черные пигменты. Для получения коричневого цвета различных оттенков к сурику железному или мумии добавляют сажу или перекись марганца. Эти же пигменты добавляют и к охре для получения желтого колера с зеленоватым оттенком.

Статья размещена в рубрике: Технология малярных работ