Столярные, печные, малярные работы
Изготовление лестниц и оград

Пользовательского поиска

Современные лестницы. Изготовление, проектирование, монтаж - О.В. Новицкий

Оптимальные размеры ламелей

Оптимальные размеры ламелей, их сечение и длина зависят от конкретных конструктивных условий. Для большей надежности ламели специально ориентируют, подбирают в пределах каждого изделия. Высокое качество склеиваемого массива обеспечивает не только подбор ламелей по виду распила и по цвету, но и по влажности древесины. Если соседние ламели в изделии имели существенно различающуюся влажность, то они, соответственно, дадут разные деформации после окончательного высыхания изделия в процессе эксплуатации. От этого может пострадать внешний вид уже лакированной поверхности, получаются так называемые "ступеньки" между ламелями.

Высококачественный массив твердых пород клеят в специальных приспособлениях - ваймах и прессах. Качество склейки зависит от влажности склеиваемой древесины, температуры склеиваемых заготовок, качества клея, усилия сжатия и времени выдержки. Только соблюдение всех этих технологических условий дает стабильный и хороший результат. Современные клеи позволяют делать очень прочные соединения. Испытания на разрыв образцов древесины твердых пород показывают, что прочность клеевого шва выше, чем прочность самой склеиваемой древесины. Опыт показывает, что прочность клеевого шва не зависит от того произведена ли склейка на "гладкую фугу" или на "минишип", т. е. гладких или ребристых поверхностей. Ребристую склеиваемую поверхность используют, только если ламели склеивают в длину торцами. Изделие считается хорошо склеенным, когда "минишип" не выставляется "напоказ", что иногда бывает на торцах косоуров. Одно время для склейки ламелей в длину применяли технологию "хоффман", при которой для стыковки использовали деталь из пластмассы. При вырезке косоуров эти пластмассовые вставки иногда попадали на самые заметные места лестницы. Очень скоро фирмы отказались от такой стыковки ламелей и вернулись к традиционным "минишипам".

Обратите внимание на качество обработки лицевых поверхностей покупаемых заготовок. На них не допустимы какие-либо следы от режущего инструмента: царапины, волны, выхваты и т. п. Поверхность обязательно должна быть шлифованная, причем не допускается шлифовка поперек волокон. Такая шлифовка оставляет следы от абразивного материала, не скрываемые лаком. Также не следует использовать никаких шпаклевок для заделки дефектов обработки, сушки и пороков древесины. Нередко на рынке можно встретить детали с закрашенными масляной краской торцами, якобы для лучшей сохранности древесины. На самом деле под краской прячут самые серьёзные дефекты и в любом случае Вам придётся отпиливать от торца детали не менее 15-20 мм. В зависимости от подбора ламелей по виду распила лицевая поверхность может быть тангентальной, радиальной и рустикальной. Тангентальный распил - лицевая плоскость поверхности доски близка или совпадает с плоскостью, касательной к поверхности годовых колец дерева. Радиальный распил - лицевая плоскость поверхности доски близка или совпадает с плоскостью перпендикулярной к годовым кольцам дерева. Рустикальный распил - лицевая плоскость поверхности доски расположена под углом, близким к 45В° по отношению к радиальной или тангентальной плоскости. Для конкретной лестницы лучше подбирать детали (особенно ступени) с одинаковым видом распила и хотя бы примерно похожими по цвету.

Другой важный вопрос - возможное искривление деталей. Покоробленность может быть обратимой и необратимой. Необратимая покоробленность - производственный брак. Обратимая покоробленность - распространенное явление, происходящее при неправильном хранении фрагментов лестницы до ее монтажа. Она возникает, когда противоположные плоскости деревянного изделия обретают разную влажность. В этом случае более сырая поверхность станет выпуклой. Перед установкой такую деталь следует "кондиционировать", т. е. придать обеим ее сторонам одинаковую влажность. Например, можно слегка опрыскать сухую сторону детали водой и обернуть изделие в полиэтиленовую пленку. Примерно через 2-3 часа покоробленность исчезнет. Также можно прислонить изделие выпуклой стороной к батарее водяного отопления, но при этом надо внимательно следить за процессом и вовремя переставлять деталь выпуклыми местами к теплу.

У всех серьёзных продавцов заготовки лестницы упакованы по одной в полиэтиленовую пленку, чтобы не пылились и не отсырели при хранении. Распечатывать плёнку при покупке не следует, свозь неё поверхности детали видно достаточно хорошо.

При покупке обязательно держите при себе списки, отмечайте в них отобранные детали и материалы. Купить всё необходимое для лестницы в одном месте невозможно, так что поездок предстоит несколько. Укладывайте детали в автомашину очень аккуратно, на картонные прокладки и плотно к переднему борту кузова, чтобы груз не сместился при резком торможении.

Всегда заранее подготавливайте место для разгрузки деталей на объекте строительства. Это обязательно должно быть теплое и сухое помещение недалеко от места монтажа. Для временного хранения детали лучше укладывать вертикально, а не наваливать друг на друга, чтобы можно было взять любую, не переваливая весь груз.

Статья размещена в рубрике: Изготовление современных лестниц