Столярные, печные, малярные работы
Изготовление лестниц и оград

Пользовательского поиска

Римский бетон: Из истории строительства и строительной техники Древнего Рима - В.А. Кочетов

Римские театры и стадионы

Римские зрелищные сооружения, включая театры, стадионы и ипподромы (гипподромы), ведут начало из Греции. Считается, что театры в Риме основал Влримский грекВ» Ливии Андроник, который, выступая с чтением греческих трагедий Еврипида, стал приспосабливать их к римским нравам. В 146 г. до н. э. римский консул Муммий, после разгрома цветущего Коринфа, построил в Риме первый деревянный театр. Почти сто лет спустя, в 55 г. до н. э. другой завоеватель - Помпеи - пришел в восторг от греческого театра в Митилене и приказал, скопировав план театра, создать по этому же образцу каменный театр в Риме - богато украшенное сооружение, рассчитанное на 40 тыс. человек.

Театр Помпея считается одним из первых, где использован бетон с темно-красным, оттенком. Это свидетельствует о том, что в середине - конце I в. до н. э. римские строители стали вводить в бетон пуццолановую добавку такого цвета. Римский театр мало чем отличался от греческого. Основная его часть - сцена - представляла собой, кроме самой сценической площадки, двухъярусное сооружение, состоящее из непрерывно чередующихся колонн и ниш, в которых стояли статуи и бюсты.

Вход в театр был бесплатным. И только со времен Августа, который превзошел всех своих предшественников в количестве и разнообразии организованных им зрелищ, места в зрительном зале стали строго распределяться. Так первый ряд, который назывался подиумом, был предназначен для сенаторов, иностранных гостей и отдельно для императора. Всадники, как второе высшее сословие общества, занимали 14 следующих рядов. Военные сидели отдельно от всех остальных зрителей.

Школьникам и их учителям отводился свой сектор, а женщинам - места на самом верху, на галерке, причем им был запрещен доступ на состязания атлетов, которые часто выступали в театрах. Противоположная от сцены часть театра была наклонной и полукруглой, в виде сферически расходившихся зрительных рядов. Большое внимание при строительстве театров уделялось расположению входов, расстоянию между креслами и главное - акустическим характеристикам зала.

Для этого, как уже говорилось, в стены замуровывались керамические и терракотовые сосуды, типа труб диаметром до одного метра и высотой до 1,7 м. Зачастую они маскировались на сцене и были направлены своими раструбами в зрительный зал с тем, чтобы усиливать голоса актеров. О подобных ВлгромкоговорителяхВ»-голосниках писал еще Витрувий. Постепенно, со временем стирались греческие ВлклассическиеВ» формы представлений и устраивались зрелища нового римского, типа. Так получают развитие цирки и амфитеатры. При этом они приобретают огромное значение в жизни Рима. Это видно хотя бы из того факта, что когда Нерон наказал город Помпеи, закрыв у них на 10 лет амфитеатр за кровопролитную драку между зрителями, для горожан наступил большой траур.

Римский театр

Предполагают, что город откупился большим штрафом и наказание было снято. Римлян просто невозможно представить без их многочисленных зрелищных сооружений. Вот как писал Ювенал по этому поводу в своих ВлСатирахВ»: Вл...Если бы не было игр, то увидели бы Рим наш печальным и потрясенным, как в дни поражения консулов в Каннах..В» Проведение большинства зрелищ сопровождалось, как правило, бесплатной раздачей пищи и денег тысячам зрителей. Местные власти и государство в целом шли на это, стремясь снискать расположение толпы и отвлечь массы от политической жизни страны. В Риме было построено три цирка. Самый древний из них - Большой цирк - ВлЦиркус максимусВ», был рассчитан на 250 тыс. зрителей.

Кроме него был цирк Нерона и Максенция. Однако древние римские цирки не были похожи на современные и являлись скорее продолжением греческих ипподромов, предназначенных для состязаний на колесницах. Первоначально столбы, статуи и декоративные сооружения делили арену цирка на две части. Для безопасности зрителей их места обыкновенно ^отделялись от арены рвом. ВлЦиркус максимусВ» в Риме имел очень большую длину арены - около 550 м и ширину примерно 90 м, недаром Траян обещал разместить в нем весь Рим. Он даже стал чеканить монету с изображением этого цирка.

Статья размещена в рубрике: Римский бетон