Строительные материалы
Основы строительного дела


Строительные материалы - Домокеев А.Г.

Методика преподавания материалов и изделий из пластмасс

Полимерные строительные материалы являются относительно новым видом строительных материалов. Технология производства, свойства и области применения этих материалов определяются особенностями их основного компонента — полимера. Поэтому знакомство учащихся со строительными пластмассами надо начинать с изложения необходимых сведений о полимерах, и только после усвоения учащимися этого материала следует переходить к изложению конкретных видов полимерных строительных материалов, постоянно увязывая при этом свойства материалов со свойствами полимера, входящего в его состав. Задача преподавателя — объяснить взаимосвязь состава и строения материала с его свойствами и рациональными областями применения и закрепить знания учащихся на конкретных примерах.

Начать изложение темы «Строительные пластмассы» следует с общих сведений о пластмассах, где кратко осветить историю развития производства и применения пластмасс, подчеркнуть их «молодость» как строительных материалов. Здесь же целесообразно рассмотреть общие свойства пластмасс, их взаимосвязь и связь с рациональными областями применения, указав на перспективы использования пластмасс в строительстве.

Переходя к изложению состава пластмасс и роли каждого компонента, особо следует подчеркнуть влияние полимера и наполнителя на свойства пластмасс. Характеризуя полимеры, следует напомнить учащимся об истории развития химии и технологии полимеров и роли русских и советских ученых в развитии науки о полимерах. Здесь же следует отметить, что из всего многообразия полимеров широкое применение в народном хозяйстве находят лишь около двадцати так называемых многотоннажных полимеров.

Далее целесообразно рассмотреть те из них, которые используют в массовом количестве в строительном деле, предварительно классифицировав их по способу получения (полимеризационные и поликонденсационные) и поведению при нагревании (термопластичные и термореактивные). Описание свойств полимеров нужно давать на примере этих многотоннажных полимеров. Заканчивая рассмотрение состава пластмасс, необходимо остановиться на роли наполнителей и их видах, а также кратко на других компонентах пластмасс (пластификаторах, стабилизаторах, красителях). При изложении видов строительных пластмасс, учитывая их многообразие и часто многоцелевое назначение, следует рассмотреть лишь основные общие сведения по группам этих материалов. Конкретные же сведения по каждому материалу рекомендуется разобрать на практических занятиях (работа с коллекциями) и экскурсиях на строительные объекты и заводы. При этом преподаватель должен добиваться, чтобы учащиеся не просто знали название материалов, а понимали сущность связи состава и строения материала со свойствами и уяснили, почему рационально применять данный вид пластмасс в тех или иных областях строительства. Здесь главный акцент надо сделать на. преимуществах пластмасс перед традиционными материалами, в особенности с точки зрения повышения производительности труда и индустриализации строительства. При этом важно подчеркнуть, что полное использование положительных свойств полимерных материалов возможно только при правильном их применении.

Изучение темы рекомендуется закончить проведением семинара, предварительно подготовив вопросы для обсуждения и ознакомив с ними учащихся.

Объем и глубина проработки данной темы в ПТУ должны быть увязаны с программой по материаловедению в зависимости от будущей строительной специальности учащихся.

Статья размещена в рубрике: Строительное сырье