Строительные материалы
Основы строительного дела


Строительные материалы - Домокеев А.Г.

Методика преподавания стекла и других плавленых материалов и изделий

Общим для строительных материалов и изделий этой группы является получение их путем охлаждения силикатных расплавов. Однако в зависимости от исходных сырьевых материалов, дополнительных компонентов и режима охлаждения можно получить плавленые материалы, разные по структуре и свойствам. Поэтому, начав изложение с общих сведений, касающихся истории и перспектив развития плавленых материалов, необходимо сообщить учащимся общие понятия о стеклообразном и стеклокристаллическом состоянии вещества, сырьевых ресурсах и технологических приемах, получения плавленых материалов и изделий с разной структурой. При этом необходимо показать связь состава и структуры со свойствами материала.

Из всех плавленых материалов в строительстве наиболее широко используют стекло и стеклянные изделия. Поэтому учащиеся должны хорошо знать основные свойства стекла и разновидности стекол. В лекциях этому вопросу следует уделить большое внимание, закрепляя изложенный материал на лабораторных и практических занятиях и производственных экскурсиях на объекты, где применяются такие изделия.

Все большее значение для строительства и других отраслей промышленности приобретают стеклокристаллические материалы (ситаллы и шлакоситаллы). Поэтому учащиеся техникумов и будущие рабочие строительных профессий должны иметь общие представления о структуре таких материалов и главное — их свойствах и областях применения. Следует обратить внимание учащихся на то, что стеклокристаллические материалы, сохраняя многие положительные свойства стекла, значительно    превосходят    его по прочности,    химической и термической стойкости и другим свойствам и могут заменить в некоторых конструкциях даже металлы.

Изложение раздела завершается ознакомлением учащихся с литыми каменными изделиями. При этом следует уделить основное внимание наиболее распространенным в строительстве литым изделиям, получаемым плавлением базальтовых и диабазовых пород, а также светлым разновидностям литого камня, получаемого сплавлением кварцевого песка с карбонатными породами (доломитом, мелом, мрамором). Здесь же необходимо ознакомить учащихся с принципами получения и преимуществами литых каменных изделий из шлаков, в особенности из огненно-жидких доменных шлаков.

Степень подробности и содержание изложения каждой группы материалов и изделий раздела в зависимости от учебного заведения и будущей профессии должны быть различны. Студентам техникумов следует излагать материал по описанной схеме, а учащимся ПТУ необходимо в большем объеме сообщать конкретные сведения о разновидностях плавленых изделий, их свойствах с привлечением ГОСТов, технических условий и других нормативных документов.

Завершить изучение темы рекомендуется проведением семинара.

Статья размещена в рубрике: Строительное сырье