Методы и технологии бетонирования

Технология строительного производства: Учебник для вузов

Принципы организации работы автотранспорта

Эффективность автомобильных перевозок предопределяется выбором оптимальных маршрутов и правильным подбором наиболее подходящих для конкретных условий транспортных средств. Оптимальный маршрут перевозок строительных грузов должен предусматривать такое движение автотранспортных средств, при котором обеспечивалось бы выполнение заданного объема перевозок в минимальное время. При этом каждый автомобиль, тягач, прицеп или полуприцеп должен быть рационально использован, что характеризуется коэффициентом использования его грузоподъемности Кг.

Кг = Qф/(>Qг n) = (q1 + q2 + q3 + . . . + qn) / (Qг n) ,

где Qфвфактическая масса перевезенного за смену груза, т; Qг в грузоподъемность автомобиля, т; п в расчетное число рейсов автомобиля за смену; q1, q2...qn в масса перевезенного груза за первый, второй рейсы и т. д. (в течение смены), т.

Рациональное использование автомобильного транспорта будет при Кг= 1 или при Кг = 100%.

Эффективность работы автомобильного транспорта за смену определяют по формуле

Кэф = R1/R2 = (q1l1 + q2l2 +... qnln)/(Qг n LH,

где R1, R2 в соответственно фактическая и нормативная работа транспорта за смену, т-км; l1... ln в пробег автомобиля в смену за первый, второй, третий рейсы и т. д., км; L в нормативный пробег автомобиля за смену, км.

Зная коэффициент использования транспортных средств по грузоподъемности и эффективность их работы за смену, можно получить аналогичные показатели за любой расчетный срок (месяц, квартал, год).

В строительстве применяют две основные схемы автотранспортных перевозок в маятниковую и челночную.

При маятниковой схеме используют автомобили или автопоезда с неотцепными звеньями. При этом тягачи неизбежно простаивают у мест загрузки и разгрузки транспортных средств.

При работе по маятниковой схеме время цикла (оборота) автопоезда или одиночного автомобиля

Тц = Тп + Тг + Тр + Тх,

где Тп, Тг, Тр, Тх в продолжительность соответственно погрузки автопоезда с учетом времени на маневрирование при установке под погрузку, пробега с грузом, разгрузки с учетом времени на маневрирование при установке под разгрузку, холостого пробега (рис. IV. 23,а).

При монтаже конструкций с транспортных средств время выгрузки несколько увеличивается

Тц = Тп + Тг + Тмкп + Тх,

где Тмк в продолжительность монтажа конструкции, включая строповку, подъем, установку, выверку и временное закрепление; п в число перевозимых изделий.

Маятниковая схема автотранспортных перевозок эффективна при наличии приобъектных складов или при массовом строительстве сооружений, состоящих из одинаковых конструктивных элементов.

В последнем случае в транспортном цикле участвуют специализированные автопоезда. Каждый автопоезд или группа автопоездов перевозит изделия определенной номенклатуры с последующей их разгрузкой по частям у строящихся однотипных объектов.

Статья размещена в рубрике: Транспортировка стройматериалов