Методы и технологии бетонирования

Технология строительного производства: Учебник для вузов

Объемно-переставная опалубка

Объемно-переставную опалубку применяют только при строительстве зданий с поперечными стенами и открытыми фасадами, необходимыми для извлечения опалубки. При правильной эксплуатации оборачиваемость секции объемно-переставной опалубки доходит до 200 раз.

Унифицированная объемно-переставная опалубка

Трудоемкость опалубочных работ 0,2...0,4 чел. -ч на 1 м2 опалубливаемой поверхности.

В подъемно-переставной опалубке бетонируют высотные сооружения конической или прямоугольной формы с изменяемым сечением.

При возведении железобетонных труб или других сооружений конической формы используют опалубку из двух конических оболочек, подвешенных к радиальным направляющим, которые прикреплены к кольцевой раме, подвешенной на петлях к шахтному подъемнику. Наружная оболочка состоит из панелей трапециевидной формы, придающих опалубке необходимую конусность (рис. Х.9).

Панели, выполненные из стального листа, обрамленного уголками, жестко скрепляют по верху с помощью специальной накладки и между собой по боковым торцам на болтах. Панели внутренней оболочки вдвое меньше по высоте, их навешивают в два яруса.

Сооружение бетонируют поярусно. После того как бетон в очередном ярусе достигнет необходимой прочности, опалубку переставляют на вышерасположенный ярус. При этом регулируют опалубку в радиальном направлении.

Разновидностью подъемно-переставной опалубки являются механизированные опалубочные агрегаты, впервые разработанные в СССР. Такой агрегат был применен при возведении телевизионной башни в Останкино (рис.Х. 10). Агрегат состоял из ствола с винтовым подъемником, обоймы и двух трехпалых опорных балок с выдвижными опорами. Обойма агрегата несла на себе рабочую площадку с закрепленными на ней краном, подвесными лесами и кольцевыми наружной и внутренней опалубками (рис. X. 11).

Щиты наружной опалубки устанавливали на всю высоту секции (5,25 м), а внутренней в наращивали поярусно.

Агрегат поднимали путем последовательного вынимания ствола агрегата с опиранием выдвижных опор в специально оставленных нишах. Подъем начинали через 30 ч после окончания бетонирования очередной секции. После перестановки агрегат центрировали, перевешивали опалубку, наращивали арматуру и бетонировали.

Всего в ствол башни от отметки 63 и до отметки 385,6 м с применением агрегата было уложено около 5000 м3 бетона при средней скорости возведения башни 0,69 м/сут.

Предварительное напряжение башни осуществляли натяжением стальных канатов по внутренней поверхности, после того как было закончено ее бетонирование и бетон достиг проектной прочности. Всего в стволе башни до отметки 385,6 м было расположено восемь горизонтов анкеровки канатов.

Статья размещена в рубрике: Транспортировка стройматериалов