Методы и технологии бетонирования

Технология строительного производства: Учебник для вузов

монтаж металлического обелиска

На рис. XI. 67 показан монтаж металлического обелиска в городе-герое Бресте. Обелиск представляет собой цельносварную конструкцию крестообразного сечения, защемленную в основании. Обелиск имеет массу 620 т, высоту 104,5 м, размер у основания 5*5 м, состоит из 10 секций длиной по 10...13 м и массой до 43 т.

Секции, изготовленные на заводе, расположенном на расстоянии 450 км от места установки, доставляли в зону подъема на специальных автопоездах в составе полуприцепов Т-70 и мощных тягачей.

Для выкладки первых секций обелиска и устройства фундамента был подготовлен котлован. В фундаменте были закреплены опорный элемент с поворотным шарниром и специальный упор, фиксирующий вертикальность конструкции при ее подъеме. На опорно-поворотном шарнире была закреплена нижняя секция обелиска, и с помощью стрелового крана был отработан процесс поворота. Затем на специальных лесах был собран в наклонном положении (под углом 15...30) весь обелиск. Кранами был поднят в вертикальное положение Кпадающий А-образный шевр высотой 50 м, установленный на одном фундаменте с обелиском. Шевр был соединен с ним на расстоянии 75,5 м от опорного узла 16 нитками каната, запасованными в полиспаст. К оголовку шевра были также присоединены четыре тяговых полиспаста по 160 т каждый, натягиваемых восемью синхронно работающими лебедками, а также тормозной полиспаст с тормозной лебедкой.

Монтаж заключался в повороте с помощью тяговых полиспастов шевра в горизонтальное положение, что влекло за собой подъем обелиска. Подъем продолжался всего 5 ч 20 мин и состоял из трех этапов: подъем на высоту 30 см и выдерживание в этом положении 30 мин, подъем до угла 45 и установка обелиска в вертикальное положение.

Метод выжимания применяют для подъема тяжелых вертикальных аппаратов типа ректификационных колонн, вытяжных труб высотой до 100 м и массой до 400 т. При этом методе собранную на земле конструкцию поднимают с помощью специального устройства в подпорки, представляющей собой в общем виде портал, траверсу которого крепят к корпусу конструкции, а основание стоек перемещают полиспастами по направляющим к шарниру, поворачивая конструкцию вокруг последнего.

Конструкцию выжимают до нейтрального положения, при котором центр тяжести системы (конструкция и такелажная оснастка) займет положение над осью поворотного шарнира. Дальнейший подъем до вертикального положения производят, как обычно, с торможением оттяжкой.

Статья размещена в рубрике: Монтажная технологичность