Методы и технологии бетонирования

Технология строительного производства: Учебник для вузов

Металлическая опалубка

Металлическую опалубку изготовляют из стальных листов толщиной 1,5...2 мм и прокатных профилей. Она должна иметь быстроразъемные соединения.

Важной проблемой является уменьшение сцепления бетона с опалубкой. Это сцепление зависит от адгезии (прилипания) и когезии (прочности на растяжение пограничных слоев на контакте Копалубка в бетон) бетона, его усадки и характера формующей поверхности опалубки.

Адгезия заключается в том, что при укладке и виброуплотнении бетонная смесь приобретает свойства пластичности и поэтому сплошность контакта между ней и опалубкой возрастает.

Если палуба выполнена из слабосмачивающихся (гидрофобных) материалов, например пластиков, текстолита и т. п., и имеет гладкую поверхность, сцепление с опалубкой незначительно. Если палуба выполнена из сильносмачивающихся (гидрофильных) материалов, например стали, дерева и т. п., имеет шероховатую поверхность или пористую структуру, сплошность и площадь контакта возрастают и, следовательно, увеличивается адгезия (рис. X. 2). Так, например, нормальное сцепление для необработанной стали с тяжелым бетоном марки М150 составляет 0,18, а для стеклопластика в всего 0,03 МПа.

Если адгезия мала, а когезия велика, при распалубке отрыв происходит по плоскости контакта и формующая поверхность опалубки остается чистой, а лицевые поверхности забетонированной конструкции получаются хорошего качества.

Усилия отрыва опалубки от бетона можно определить по формуле:

Усилия отрыва опалубки от бетона

Деревянная разборно-переставная опалубка

Силы адгезии можно уменьшить, используя для формующих поверхностей опалубки гидрофобные материалы, нанося на поверхность палубы специальные смазки и противоадгезионные гидрофобиризующие покрытия. Наиболее практичны комбинированные смазки в виде так называемых обратных эмульсий. В них помимо гидрофобизаторов и замедлителей схватывания вводят пластифицирующие добавки. Они пластифицируют бетон в зоне контакта с опалубкой и облегчают ее отрыв.

Нанесение специальных смазок или противоадгезионных гидрофобизирующих покрытий снижает силы сцепления бетона с опалубкой. Так, после смазывания стальной опалубки силы нормального сцепления бетона в возрасте 1 суток уменьшаются более чем в 4...5 раз.

Статья размещена в рубрике: Монтажная технологичность